phoca_vitulina (phoca_vitulina) wrote,
phoca_vitulina

Абхазия. Январь 2010. Поездка по Кодорскому ущелью.

Проснувшись в 6 утра 5 января в полюбившейся нам в прошлой поездке Захаровке, мы позавтракали, быстро собрались и отправились в дорогу. Путь нам предстоял не близкий и не простой, целью путешествия был Южный Приют, находящийся в верховьях Кодорского ущелья на границе Абхазии с Карачаево-Черкессией.

До августа 2008 года верховья Кодора контролировались Грузией. До сих пор въезд сюда осуществляется только по пропускам. Причин тому множество: это и угроза обвалов, и опасная, постоянно размываемая дорога, и милитаризированность территории (Грузия прилично подготовила оборону с точки зрения фортификаций и обеспечения; если бы грузинские солдаты не побросали бы всё и не убежали бы оттуда, августовская война могла быть несколько длиннее), и малоуспешные попытки сдерживать мародерство.

Ущелье в утреннем тумане завораживает :

Абхазский контрольно-пропускной пункт находится между двумя туннелями, прорубленными в Багадских скалах. Останавливаемся. Проверяют только пропуска – номерные квадратные бумажки с подписью и печатью.

Автомобиль у шлагбаума - наш транспорт в этой поездке – ГАЗ-69 1965 года выпуска. Бодр не по годам. О комфорте, конечно же, ничего не знает, но ему простительно.

Так как всё было оформлено заранее и должным образом, вопросов к нам не возникает, и мы продолжаем свой путь. Следующая остановка – село Латы. Буквально несколько домов осталось жилыми. Сваны, в большинстве своём, предпочли уехать в Грузию.

Вылезаем из машины, чтобы зайти в гости. Вокруг тишина:

Неожиданно, издалека доносится шум, ещё две секунды и на большой скорости из тумана вылетает БТР, едва успевающий разъехаться с нашей машиной:

В сванском доме нас угостили кофе, предложили каштановый мёд, а хозяйка стала показывать дореволюционный кувшин и ещё более старую ручную мельницу для кукурузы. Интересно, но нам нужно спешить, впереди ещё много километров.

Чхалту проезжаем не останавливаясь, её мы осмотрели возвращаясь обратно.
Следующий населенный пункт на нашем пути – Ажара. Школа с игровыми площадками во дворе, торговый комплекс, за ним памятник, вокруг деревянные заборчики, урны… почти Швейцария.

Странное чувство посещает, когда смотришь на эти поломанные постройки, с одной стороны понятно, что построено это прямо перед войной как декорация, безусловно при осмотре и разминировании всё переворачивается вверх дном, но куда делось торговое оборудование и зачем бить окна и вырывать стеклопакеты в школе?

Не спеша, из-за гор встаёт солнце:

В тот момент, когда мы добрались до Генцвиша, солнце вышло полностью и перед нами предстала такая картина:

Крайним населенным пунктом на нашем маршруте стала Омаришара. Здесь расположена часть вооруженных сил РФ, БТРы из которой быстро и часто перемещаются по ущелью.

Контроль тут строже, чем на въезде у Багад. Проверили и переписали не только пропуска, но и паспортные данные, поинтересовались, куда мы держим путь. Улыбнулись, спросили, есть ли лопаты. Выражения лиц военных давало понять, что до Приюта нам сегодня не добраться…

За частью дорога была уже не езженная. Ни следа, ни колеи. Хорошо, что наш проводник Артак прекрасно здесь ориентируется.

Чем дальше мы продвигались, тем толще становился снежный покров, в какой-то момент снег начал переваливаться через капот, но наша машина уверенно продолжала путь! Не правы были военные, посчитавшие, что мы даже из Омаришары не выедем .)

До водопада на реке Клыч оставалось совсем чуть-чуть, когда дорогу нам преградило упавшее под тяжестью снега дерево. Жаль. Но и то, что нам удалось увидеть, впечатляет. Развернув на узкой заснеженной дороге машину, мы пошли по колее назад, любуясь открывающимися видами:

Постепенно снег превращался в мокрую кашу и идти пешком в нашей обуви стало маловозможно. Мы сели в машину и отправились в обратный путь, останавливаясь в местах, пропущиных нами в первой половине нашего путешествия.

В Чхалту мы спустились уже на закате. Может быть из-за красивого света, это место показалось мне особенно интересным. В центре посёлка расположено бывшее административное здание, виды которого обошли новостные ленты во время августовского конфликта:

На возвышенности маленькая церковь, внутри книги и церковная утварь:

Дальше, до Багадских скал, мы ехали без остановок, нужно было преодалеть оставшуюся часть этой сложной дороги пока окончательно не стемнело.

В Захаровку мы вернулись уже в темноте. На следующий день нам предстояла поездка в Ткуарчал и Бедию. Отчёт об этом будет позже.

Для любознательных прикладываю карту нашего маршрута:

<<< Начало   Продолжение >>>
Tags: Абхазия

• (no subject)

1. Яузские ворота 2. Москворецкая набережная 3. Гоголевский бульвар 4. Новодевичий монастырь

• Сегодня

На Крутицком подворье цветут вишни. Завтра, если вдруг кто не уезжает, ещё можно застать... 1. 2. 3. 4.