phoca_vitulina (phoca_vitulina) wrote,
phoca_vitulina

Абхазия. Сентябрь 2009. Часть III: Второй день двухдневки на Волчьи ворота-Цибилиум-Шакуран-Амткел

Лишенные рассвета, мы погуляли по Захаровке, дожидаясь, пока проснутся все остальные члены группы, позавтракали и отправились смотреть озеро Амткел.
Проехав село, мы углубились в заросшее самшитом ущелье Холодной речки, названной так за температуру воды. Здесь нам предстояло спешится, так как дальше дороги нет, набрать с собой воды и приступить к штурму обвала, высотой метров 400. Вода в Холодной речке такая прозрачная, что её не сразу замечаешь. Я, к сожалению, не запечатлел эту красоту, но чтобы не остаться голословным, покажу вам фотографию, сделанную Ромой и Светой:

Подъем по обвалу немного выматывает, представьте, что вам надо подняться на 130 этаж, а лифт, как на зло, не работает .) Со слов Робика, быстрее всего это препятствие его группа преодолевала за 1:10, а медленнее всего за 2:30. Делая остановки, чтобы сердце не выпрыгнуло из груди, мы двигались по камням, кое-где шатким и поднялись примерно за 1:40.
Преодолев подъем, мы пошли, то чуть спускаясь, то, обратно, поднимаясь, по дорожке в зарослях, средь камней. По пути нам встретилась пещера, но так как она была с другой стороны небольшого ущелья, внутрь мы не попали. Амткел, так же как и Рица, образовался относительно недавно, 200-300 лет назад, в результате гигантского обрушения горной породы, перегородившего русло реки. Именно по этому обвалу, уже сплошь покрытому растительностью, будто бы из фильма про динозавров, мы сейчас и шли. Ни хоббитов, ни древних ящеров, мы почему-то не встретили, зато видели следы кабанов, цапли и куницы. Ещё немного, проходим рыбацкие навесы, и вот оно – озеро Амткел:

Огромные каменные глыбы разбросаны тут и там:

Весь берег завален топляками:

У берега, где мы стояли, их было особенно много из-за течения. Вода с шумом проходила через деревянный фильтр и скрывалась в недрах земли.
На озере мы нашли привязанный катамаран…

… и Робик предложил нескольким добровольцам сплавать к другому берегу за нарзаном. Тут стоит отметить, что Амткел кажется несколько меньше, чем есть на самом деле. Самую малость.
Опытным путем было установлено, что катамаран способен нести на себе четырех человек. Экипаж был сформирован, а остающиеся на берегу поинтересовались, сколько по времени займет это путешествие: часа три – как нам тогда показалось, пошутил Робик. Так оно и оказалось.
Гонцы поплыли:

А мы, полазив по камням и бревнам…

...сфотографировав окрестности…

… заскучали …

… и решили развести костёр:

В какой-то момент ненадолго выглянуло солнышко и всё вокруг преобразилось:

Как только оно скрылось, все снова заскучали:

Сверху, с дороги, донеслись голоса. Как потом оказалось, абхазская семья решила устроить пикник на озере, но, увидев нас, остановилась чуть выше, в рыбацком балагане. Мужчина спустился за водой, мы поздоровались, он ушёл, а мы продолжили наблюдать за огнём и водой…
Через какое-то время сверху стали доноситься звуки надрывающегося мотора. Абхазы приехали не со стороны Захаровки, как мы, и поэтому поднялись на машине почти до самого озера. И застряли. Оставшаяся у костра женщина попросила нас помочь вытолкать машину, и вся мужская часть нашего коллектива отправилась помогать.
К этому времени уплывшие за нарзаном пересекли озеро и пропали из вида, зайдя в русло впадающей в Амткел реки. Мужчины ушли, звук мотора стих, и девушки заволновались. Как они рассказали нам потом, было решено, никому больше никуда не отходить, так как все уходящие тут же пропадали.
Наша помощь не понадобилась, мы ещё не успели дойти до машины, как её вытолкали. Нам на встречу по дороге шел тот самый абхаз, что спускался за водой, его лицо и одежда были заляпаны грязью. Мы развернулись и вместе с ним пошли обратно к озеру. Он рассказал нам, что, вместе с сыном и женой привез внуков, чтобы показать им Амткел. Потом стал предлагать выпить за встречу и мы, сначала отказывающиеся, согласились. Меня подкупила его фраза: я вам налью, а вы, если не хотите, можете не пить… С этими словами он отрезал ножом пластиковую пробку с фляжки, до этого безуспешно пытаясь её открутить и налил нам отменной чачи. Закуской был вкуснейший домашний сыр.
Потом нас пытались усадить за импровизированный стол, на шампуры уже был нанизан шашлык, но мы, пересилив себя, поблагодарив хозяев, стали уходить… Тогда нам вручили с собой ту самую фляжку с чачей, половину головки сыра, пакет помидоров и стаканчики. Неся всё это в руках, мы, гордые собой, вернулись к заждавшимся девушкам. Добытчики .)
Прекрасная половина нашего коллектива была очень рада нашему возвращению и удивлена принесенным дарам. Кругом горы, до ближайшего населенного пункта много километров, а мы с чачей и одноразовыми стаканчиками.
Чача оказалась не только вкусной, но и улучшающей настроение, будто бы на чем-то настоянной. Громко разговаривая и смеясь, мы смотрели на показавшихся к тому времени на другом конце озера гонцов за нарзаном. Казалось, что они еле движутся, так сильно отличаются зримые и фактические размеры озера.
Вслед за катамараном к нашему берегу приближались, не сказать, чтобы очень темные, тучки.
Продолжая смеяться, мы дождались катамаран и его экипаж, напоили всех, кроме Робика, чачей, и спешно засобирались в обратную дорогу. На дальнем конце озера пошёл дождь, и было видно как он, стеной, надвигается на нас. Проходя через стоянку абхазов, мы увидели, что они уже ушли. Стало понятно, что дождь нас догонит.
Первые пару минут, как только хлынуло, нас закрывали ветви деревьев, и происходящее не казалось катастрофой. Я, насколько смог, замотал фотосумку ветровкой и стал искать какое-нибудь раскидистое дерево, чтобы укрыться под его кроной. Безуспешно. В этот момент меня догнал Робик, запасшийся, проходя мимо рыбацкого навеса, куском плёнки и несший её над головой. Я забрался под плёнку и понял, что промок насквозь. Зато фототехнике больше ничего не угрожает.
Мы двигались по тропинке, превратившейся в горную реку, сверху лило как из ведра, а впереди был спуск по обвалу…
Думаю, что так быстро по этому маршруту ещё никто не спускался. Мы буквально перелетели всю дорогу до машины. Обвал оказался не таким скользким, как я его себе представлял, а дождь, в какой-то момент, стал слабеть. Шедшие впереди скрылись из виду и Робик, выбравшись из-под нашего с ним укрытия, побежал вперед, на поиски самых быстрых. Плёнка, раньше укрывавшая его, теперь волочилась за мной, как мантия. Со стороны, вероятно, я был похож на Гендальфа .)
Лишь только мы дошли до машины, дождь прекратился, и мы стали весело делиться впечатлениями.

Всю дорогу до Захаровки мы смеялись, вспоминая пережитое.
Въехав в село, мы увидели спешащего нам на встречу с полторашкой спирта Артуша. Он очень ругался на Робика и стал предлагать желающим по 25 грамм. До этого времени я спирт ни разу не пил .)
Мы переоделись в сухое, по-братски разделив имеющуюся не у всех сменную одежду, и стали греться у костра, попутно готовя ужин.

Перед отъездом я успел ещё раз прогуляться по селу. Уж больно там живописно:

Уезжать не хотелось, но неумолимо темнело, а нам ещё предстояла дорога до Гагры…
Попрощавшись с Артушем, мы поехали к Сухуму, через снова начавшийся дождь.
То ли мы были так высоко, то ли облака так низко, но временами мы ехали прямо через них. Не знаю, как Робик различал дорогу, и помогали ли ему в этом постоянно сверкающие по сторонам молнии, но, ближе к 21:00, мы оказались на пустынном вокзале Сухума. Дождь, к этому времени, снова прекратился и мы стали искать транспорт.
Стоит отметить, что, с наступлением вечера, перемещаться по Абхазии, не имея собственной машины, становится весьма проблематично. Последний автобус из Сухума до Псоу уходит в 16:00, а маршрутки, в сезон ходящие до 19:00, не в сезон заканчиваются в 17:00.
Как ни странно, четверо из нас довольно быстро укатили в Новый Афон, а желающих отвезти 6 человек до Гагры пришлось хорошенько поискать. Робик обзвонил все фирмы, предлагающие услуги такси, но там либо вообще не брали трубку, либо не имели достаточно вместительную машину, для такой компании. Мы простояли на обочине дороги примерно полтора часа, прежде чем у Робика зазвонил телефон. В одной из фирм нашли, как они гордо назвали его, микроавтобус фольцваген.
Цена уже была не так важна и мы согласились. Ещё спустя 20 минут возле нас с визгом развернулся универсал пассат. Пассажирская дверь его распахнулась и из неё вылез молодой ора. Кроме него в машине никого не было и мы не сразу поняли, почему он не воспользовался дверью водителя.
Представив себе поездку по серпантину из Сухума в Гагру, впятером на заднем сиденье этого совсем уж микро «автобуса», я сначала отказывался, но увидев, что один из нас согласен ехать в багажнике, согласился. Да и не было больше никаких вариантов.
Упаковав в багажник Андрея и наши вещи, ора-водитель сел за руль, почему-то снова через пассажирскую дверь. Мы тоже расселись по своим местам и не спеша поехали.
Нужно заправиться, сказал ора, заруливая на заправку, после чего вылез в окно. Тут мы окончательно убедились, что своей дверью он не пользуется не из прихоти. Её заклинило.
Впрыгнув назад, он объяснил нам, что это такой распространенный абхазский метод посадки и высадки. Посмеялись, поехали.
На подъезде к сухумскому посту ДПС мы, в очередной раз за этот день, въехали в дождь. Напоминаю вам: пассат, один пассажир в багажнике, четверо на заднем сиденье. Взмах жезла, водитель выпрыгивает в окно и идёт к остановившему его сотруднику. Представляю себе такую картину у нас в Москве .) В Абхазии же эта ситуация гаишников не удивила и они, проверив документы оры, разрешили нам продолжить путь. Забегая вперед, скажу, что нас останавливали на всех постах по пути нашего следования и нигде мы не вызвали подозрений .)
Тем временем дождь усиливался, постепенно превращаясь в грозу. Стекло в заклинившей двери было опущено и поднять его не представлялось возможным. Мокнем, но едем. Даже не едем, плывем. Вода стекала по серпантину рекой. Опять засверкали молнии и снова близко от нас. В какой-то момент я увидел ослепительную вспышку и успел заметить, как водитель пригнулся за руль, прежде чем ударил гром …
Дома мы оказались ближе к двум часам ночи, уставшие, чумазые, но довольные собой.

Продолжение следует.

Если вы захотите повторить этот маршрут, вам пригодится телефон нашего водителя-экскурсовода: +7-940-992-93-11 Робик