phoca_vitulina (phoca_vitulina) wrote,
phoca_vitulina

Абхазия. Сентябрь 2009. Часть II: Первый день двухдневки на Волчьи ворота-Цибилиум-Шакуран-Амткел

Поездка по маршруту Волчьи ворота-Шакуран-Амткел была запланирована загодя на форуме http://abhazia.com Выезд наметили на 25 сентября, ночевка в селе Захаровка, возвращение 26. В 9:00 группа собралась на вокзале в Сухуме, познакомились, встретились с проводником Робиком и отправилась в путь.
Проехав город, свернули на дорогу вдоль реки Мачара. Остановились на минеральном источнике, попили вкусной воды и взяли её с собой про запас. До водопада Волчьи ворота оказалось рукой подать. Своё название он получил по месту: ещё до революции узкую дорогу вдоль отвесной скалы над обрывом с горной рекой облюбовали разбойники, грабившие крестьян, ехавших на своих повозках в город или из него. Местность позволяла бандитам появляться неожиданно и уходить с добычей лишь им одним известными тропами…
О том, что представляет собой дорога до водопада, мы не имели ни малейшего представления. Робик сказал, что вещи можно оставить в машине, за которой будет присматривать специально приглашенный для этого человек. В ущелье прохладно, подумал я и не стал снимать свитер. Ещё одной ошибкой было то, что я не взял штатив. Зато я взял полярик, и даже не только взял, но и оставил его накрученным, за что расплатился увеличившимися в разы выдержками. Сквозь самшитовые заросли мы спустились на берег, путь дальше шел по руслу реки с переходами от берега к берегу, поэтому пришлось разуться. Вода в горной реке Мачара холодная, но об этом быстро забываешь. Большая часть камней зеленого цвета – они скользкие, по ним ходить нельзя – сказал Робик. Как оказалось, устойчивее всего можно стоять только в потоке воды, предварительно найдя глазами на дне белый камень.

Вроде бы и пройти то надо всего метров 300, и не особо страшно, так как Робик всё время рядом и на всех опасных участках страхует каждого члена группы, и нагрузка физическая не запредельная, но мне эта часть нашего двухдневного приключения показалась самой сложной. Карабкаюсь, придерживая фотосумку, а фотографировать почему-то не очень хочется. Вспомнилось мне выпитое вчера пиво… мокрый как мыш, глаза щиплет, видоискатель залит. Сильнее всего запомнил лестницу, стоящую под наклоном в одном из трудных мест. Острые ступени впиваются в ступни, скользящие в сторону уклона…
Всё это такая ерунда. Физические упражнения на следующий день разольются по телу приятной усталостью и забудутся, а впечатления останутся, и долго ещё будут радовать вас.
Всё время нашего перехода меня не покидала мысль, что вот, путь окончен, мы уже пришли, такая вокруг красота… Но всякий раз мы шли всё дальше и лезли по новым уступам.
В какой-то момент река довольно сильно оборвалась вниз, а я в очередной раз подумал, что это финиш:

Нет. Вниз, метров 25, ещё чуть отойти, перевести дух, стараясь найти золотую середину между колкими и скользкими камнями… Вот он, водопад Волчьи ворота:

Обратный путь показался значительно легче и довольно скоро мы уже обувались возле тропинки на дорогу. Стороживший машину с вещами товарищ, увидев меня, спросил, не искупался ли я… Можно сказать и так, но это пустое, мы отправляемся дальше, скоро полдень, а мы только в самом начале нашего пути.
Небольшая остановка на мосту у водопадика:

Здесь нам предстояло решить, куда поедем дальше. Выбор стоял между Багадскими скалами и Цибилиумом, развалинами древней абхазской крепости, одном из 7 святилищ Абхазии. Мы выбрали Цибилиум, оставив Багады для следующей поездки (в верховья Кодора, на Южный приют).
По пути:

Закопав УАЗик на подъёме, мы продолжили путь пешком. В какой-то момент дорожка раздваивалась и Робик, сказав, что так интереснее и экстримальнее, повёл нас над обрывом вдоль руин крепости по узкой наклонной тропке. Цепкие лианы намертво впивались в одежду, раня кожу и заставляя останавливаться, чтобы выпутаться. Захотелось, чтобы в руке оказался мачете…
Подведя к самому краю, Робик остановил нас около невидимой черты. Дальше опасно.

Где-то внизу, тонкой лентой, бежит Кодор.

Высота такая, что, сорвавшись, можно успеть написать домой смс – шутит Робик.
Остатки крепости еле видны из-за растительности:

Цибилиум был построен местным населением при участии византийских архитекторов по всем канонам фортификационного зодчества с учетом стратегических путей, подходов и был призван защитить средневековое абхазское царство и захваченный византийцами у римлян Себастополис от набегов с Северного Кавказа.
Посмотрев и пофотографировав всё, что доступно, мы отправляемся дальше. Пока мужская половина коллектива изобретает методы извлечения зарывшегося внедорожника, девушки греются на солнышке.

Враскачку, по подложенным под колёса палкам, машина была извлечена, и мы отправились в Захаровку…

…где нас встречал Артуш, человек, заслуживающий отдельного отчёта .)

Очень шумно, многословно с присказками и шутками он приглашает нас к себе в дом:

Из-за забора, с лаем и повизгиванием, пытается выскрестись пёс, он очень рад новым людям.
- Что с тобой, Чёрный? – оглушительный голос Артуша успокаивает его ровно на минуту, после чего собака снова начинает грызть забор и скрести его лапой.
Артуш очень колоритен:

Разместившись и перекусив, выпустив Чёрного, мы с Артушем отправляемся к Шакуранскому водопаду, подгоняемые его: Товарищи, товарищи! А Робик тем временем готовит шашлык.
Дорога до водопада идёт через село. Засматриваясь по сторонам, я стараюсь не отстать от группы:

Довольно быстро мы подходим к каньону и начинаем спускаться по пока ещё довольно широкой и не скользкой дороге:

Постепенно дорога превращается в тропинку, а уклон становится всё ощутимее, и я прячу камеру, чтобы освободить руки. Неугомонный Чёрный бегает взад-вперед, угрожая уронить нас, и без того не очень стойких.

Кое-где натянута для страховки проволока и мне спуск даётся без особых проблем. Дальше мы идём по руслу реки. Воды не много, поэтому можно не разуваться:

Ах, да, забыл сказать, я снова не взял штатив, хотя здесь его можно было бы нести без проблем и снова не снял поляризационный фильтр .)
Артуш всю дорогу не замолкает и рассказывает всё новые и новые истории. При этом он видит всех членов группы, подсказывает, где идти, помогает девушкам… В свои 59 лет он находится в такой физической форме, что даст фору многим молодым.
Постепенно мы начинаем запоминать его присказки.
- Окей, Мария!
- От души, от души!
- Ламбада!
Из рассказов Артуша мы узнаём, что здешние места чрезвычайно богаты дичью, животными, рыбой… Кроме этого есть грибы, кои, к слову сказать, в Абхазии почему-то у большинства собирать не принято.

Перебираясь с камня на камень, мы постепенно доходим до водопада:

Много лет стекая в одном и том же месте, вода намыла огромный сталагмит, высотой метров десять-пятнадцать, стоящий посередине заводи. Размер заводи достаточен для того, чтобы в ней купаться даже тогда, когда водопад маловоден, чем некоторые из нас и воспользовались.
Обратная дорога несколько отличалась от пути туда. Нам предстояло посмотреть на водопад сверху.

Поднявшись наверх, мы снова идём по руслу, похожему здесь на заливной лоток из бетона, по которому пробежала парочка сорванцов:

Кое-где следы такие большие, что образуют собой естественные ванночки. Артуш рассказал нам, что, в одной из таких ям, он, возвращаясь с охоты, нашёл маленького ребенка и очень этому удивился. Пройдя чуть-чуть дальше, он нашёл его родителей, которые устроили пикник в этом удивительном месте, и вернул им малыша.

Подойти близко к кромке водопада Артуш не разрешил, опасаясь обвала, поэтому этот кадр всё что у меня есть:

Дорога домой была сопряжена с мародёрством. Мы прошли по садам опустевших домов и полакомились спелым инжиром, грецким орехом и барбарисом местной селекции.

- Товарищи! Идёмте, здесь инжир ещё слаще – говорит нам Артуш:

В какой-то момент я нашёл развалины забытой древней цитадели, оказавшиеся на поверку заброшенной силосной башней:

Захаровка – некогда большое село с более чем тысячей жителей, со своей пекарней, клубом, где устраивали кинопоказы, с кафе… сейчас находится в ужасном состоянии.

Жилых домов осталось семь, на стенах следы обстрелов…
При всем при этом жители добродушны и открыты:

Не спеша мы вернулись домой, полные впечатлений от прошедшего дня, а нас уже ждал вкусный ужин с вином:

Тосты, рассказы и заразительный смех Артуша, застольная беседа и яркие звезды над головой, особенно близкие здесь…

Холодало и мы перебрались поближе к очагу. А Артуш всё рассказывал, рассказывал…

Мне очень понравился принесенный Артушем с огорода абхазский арбуз, уж очень он удобного размера .)

Постепенно все расходились спать, а мы всё никак не хотели отпускать этот вечер…

Самые стойкие ушли спать после часа ночи:

Засыпая, я поставил себе будильник на 7:00, чтобы полюбоваться рассветом, но утро выдалось пасмурным:

Нам предстоял поход на озеро Амткел, о котором я расскажу в следующем посте.

Продолжение следует.

<<< Начало   Продолжение >>>
Tags: Абхазия

• Абхазия, январь 2011 №6.

Ещё раз про Абхазию. Бесснежные Рица с Гегой и водопады Хабю: 1. Солнечный и аномально тёплый декабрь оставил горное озеро Рица (1000 метров над…

• Абхазия, январь 2011 №5.

Дождливым утром 5-го января мы прокатились за Сухум по маршруту Дранда-Илор-Очамчира-Моква. Драндский собор был открыт для посещений. Мало того,…

• Абхазия, январь 2011 №4.

В фокусе Сухум: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

• Абхазия, январь 2011 №6.

• Абхазия, январь 2011 №5.

• Абхазия, январь 2011 №4.

В фокусе Сухум: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.